Четверг, 02.05.2024, 06:13
Приветствую Вас, Гость

Памятка родителям при занятиях физкультурой

 

Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?

1. Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.

2. Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек.), лучше несколько раз повторите упражнения.

3. Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т.к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс.

4. Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения.

5. Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т.к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.

 

Что надо знать.

1. Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.

2. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.

3. На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания. Привлекайте к соревнованиям сверстников.

4. Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.

5. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.

6. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.

 

Чего делать не следует.

1. Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.

2. Заниматься не систематически.

3. Подсмеиваться над неумелостью ребенка.

4. Надевать на ребенка теплую одежду.

5. Проводить зарядку и игры в плохом настроении.

    6. Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.

 

Семейное физическое воспитание

 

Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:

- совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);

- домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т.п.;

- закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;

- обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т.п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т.п.);

- занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т.п.;

- организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям

(катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т.п.);

- походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;

- совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;

- обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

 

Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". "С ребенком необходимо играть!" Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями .

Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка.

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т.д.

Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится "болеть" за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время - человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т.е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира.

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.п., с одной стороны, безусловно повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой - поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени - физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием , специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Огромный вклад в популяризацию семейного физического воспитания могут сделать СМИ, особенно телевидение. В 1975 г. по ЦТ начали показывать передачи Ленинградского телевизионного объединения "Горизонт" под названием "Папа, мама и я - спортивная семья". По всей стране стали проводить соревнования по лыжам, легкой атлетике, многоборью ГТО, даже по горным лыжам (Москва), в которых соревновались семьями. К примеру, в Нарве в 1976 г. на стадионе "Кренгольмская мануфактура" соревновались 11 семейных команд в многоборье, требующем проявления разнообразных физических качеств и двигательных навыков.

 

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

 

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

 

• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

• Можно собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

• Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

 

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

 

Массажёр "Орешки".

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

 

Дорожка "Апельсиновая"

Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.

Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.